Приложение 3

 

Обоснование расчетов ключевых показателей по целям и задачам

 

1. Расчет ключевого показателя по цели «Формирование условий гарантированного получения качественных координатно-временных и навигационных услуг потребителям информации глобальной навигационной спутниковой системы на территории Республики Казахстан»

 

Ключевой показатель «Гарантированное предоставление качественных координатно-временных и навигационных услуг потребителям Республики Казахстан (% покрытия территории Республики Казахстан)» рассчитывается следующим образом.

Определение площади покрытия корректирующей информации «метрового» уровня точности определения координат:

Для определения площади покрытия корректирующей информации передаваемой с дифференциальных станций НИСВСН РК и обеспечивающих «метровый» уровень точности определения координат (т.е. обеспечение точности позиционирования с ошибкой от 0,5 м до 1,5 м по плановым координатам и от 1,5 м до 3,0 м по высоте) необходимо использовать следующие расчеты.

Процент площади покрытия корректирующей информации одной дифференциальной станцией, по отношению к общей площади Республики Казахстан составляет 1,15% и рассчитывается по формуле:

 – площадь охвата территории одной дифференциальной станции;

 – количество дифференциальных станций;

 – общая площадь территории Республики Казахстан.

За первый год строительства и начала эксплуатации дифференциальных станций (2010 год) планируется установка 10 станций, что обеспечит площадь покрытия корректирующей информации «метрового» уровня точности на 314 000 км2 и рассчитывается по формуле:

S=πr2

В 2010 году планируется установка и эксплуатации 10 дифференциальных станций, что обеспечит процент площади покрытия корректирующей информации «метрового» уровня точности порядка 11%, что составляет 314 000 км2.

В 2011 году будет установлено 40 дифференциальных станций, которые с учетом 10 станций, установленных в 2010 году, позволят охватить территорию республики порядка 58%, что составляет 1 570 000 км2.

В 2012 году планируется установка еще 10 дифференциальных станций. С учетом интеграции в НИСВСН РК 20 существующих дифференциальных станций на территории Республики Казахстан, процент покрытия «метрового» уровня точности составит порядка 92% или 2 512 000 км2.

В 2015 году при установке 10 дифференциальных станций площадь покрытия корректирующей информации «метрового» уровня точности составит 100 %.

С 2015 года по 2020 планируется расширение сети ежегодно на 10 дифференциальных станций.

Расчет показателей по задачам

Сервисы предоставляемые пользователям НИСВСН РК представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сегмент потребителей

Тип услуг/сервиса (2013г., составляет 50% от общего количества услуг НИСВСН РК)

Тип услуг/сервиса

(2014г., составляет 100% от общего количества услуг НИСВСН РК)

Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан

(наземный,  железнодо-рожный, водный, воздушный транспорты, аэропорты)

1)    контроль транспортных потоков и инфраструктуры коммунального хозяйства;

2)    навигационно-информационного обеспечения перевозок опасных грузов;

3)    мониторинг геометрии пути и навигации железнодорожного транспорта с помощью эталонных координатных моделей путей;

4)    контроль транспортных потоков и инфраструктуры коммунального хозяйства; мониторинг движений железнодорожного транспорта;

5)    мониторинг состояния дорог, опасных участков требующих ремонта вводятся в виде дополнительной информации для последующего использования в программах инвентаризации и ГИС.

1)      контроль транспортных потоков и инфраструктуры коммунального хозяйства;

2)      навигационно-информационного обеспечения перевозок опасных грузов;

3)      мониторинг геометрии пути и навигации железнодорожного транспорта с помощью эталонных координатных моделей путей;

4)      контроль транспортных потоков и инфраструктуры коммунального хозяйства, мониторинг движений железнодорожного транспорта;

5)      мониторинг состояние дорог, опасных участков требующих ремонта вводятся в виде дополнительной информации для последующего использования в программах инвентаризации и ГИС;

6)      навигационно-информационное сопровождение на платных дорогах, в международных транспортных коридорах, координация региональных и межрегиональных автомобильных перевозок пассажиров и грузов;

7)      поисковые работы затонувших кораблей или выполнения других технических операций;

8)      поддержка клиентов морского и речного судовождения;

9)      развитие инфраструктуры портов, маячной службы, морских и береговых нефтяных терминалов; поддержка малой городской авиации;

10)  управление беспилотными специальными аппаратами;

11)  обеспечение точного захода на посадку согласно стандартам ИКАО[1].

Министерство чрезвычайных ситуаций Республики Казахстан

1)         мониторинг динамического поведения мостов;

2)         мониторинг положения зданий, мостов, крупных строительных сооружений и т.д.;

3)         поддержка строительных работ;

4)         проведение топографических съёмок для целей градостроительного кадастра.

1)    мониторинг динамического поведения мостов;

2)    мониторинг положения зданий, мостов, крупных строительных сооружений и т.д.;

3)    поддержка строительных работ.

4)    проведение топографических съёмок с применением GPS приёмников для целей градостроительного кадастра;

5)    поддержка сельскохозяйственных работ;

6)    поддержка строительных работ;

7)    предупреждение стихийных явлений и техногенных катастроф.

8)    мониторинг критически важных объектов, состояния зданий и крупногабаритных сооружений.

Другие заинтересованные государственные органы (Министерство обороны Республики Казахстан, Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан) и коммерческие организации

 

1)         предоставление навигационных услуг государственным органам;

2)         создание и ведение банка данных о состоянии земельных ресурсов;

3)         создание единой системы геопространственных данных;

4)         создание и обработка графических построений;

5)         поддержка при разработке горных месторождений;

6)         создание системы мониторинга на карьере горной разработки;

7)         картографическая поддержка потребителей в государственном секторе и на массовом рынке.

 

1)      предоставление навигационных услуг государственным органам;

2)      создание и ведение банка данных о состоянии земельных ресурсов;

3)      создание единой системы геопространственных данных;

4)      создание и обработка графических построений;

5)      поддержка при разработке горных месторождений;

6)      создание системы мониторинга на карьере горной разработки;

7)      картографическая поддержка потребителей в государственном секторе и на массовом рынке;

8)      поддержка геодезических измерений и уравнивания сетей;

9)      инвентаризация, установление и восстановление границ земельных участков;

10)  картографические и геодезические работы;

11)  поддержка землеустроительных и кадастровых работ; исследование короткопериодных деформаций разломных зон верхней части земной коры;

12)  мониторинг движения земной коры в сейсмоопасных регионах;

13)  исследование геодинамических процессов с применением GPS-технологий;

14)   мониторинг оседания нефтяного оборудования; проведение экспериментальных исследований геомеханической модели формирования очагов техногенных катастроф при добыче полезных ископаемых.

 

2. Расчет ключевого показателя по цели «Участие в формировании условий для независимого получения Республикой Казахстан оперативной мониторинговой информации и данных космической системы дистанционного зондирования Земли (КСДЗЗ) в интересах отраслей экономики, обороны и национальной безопасности»

 

Доля данных с казахстанских КА ДЗЗ в общем количестве космических данных, предоставляемых потребителям (% от общего объема данных ДЗЗ в Республике Казахстан).

В соответствии с  маркетинговым исследованием проектов «Создание наземной инфраструктуры системы высокоточной спутниковой навигации» и «Создание космической системы дистанционного зондирования Земли Республики Казахстан» Центра бизнес-информации, социологических и маркетинговых исследований  BISAM Central Asia  (авторы Отенко Т.В.,  Тёрова Н.В.), опыт развитых стран мира показывает, что роль государства на рынке ДЗЗ довольно высока.

Наибольшая доля в емкости казахстанского рынка приходится на снимки высокого и среднего разрешения, примерно 90%. Столь высокая доля объясняется, тем, что данные снимки наиболее востребованы сегодня на рынке.

При этом согласно отчету BISAM Central Asia, доли среднего и высокого разрешения на рынке в настоящий момент в среднем составляют примерно 30% и 60% соответственно. Предполагается, что к 2014 году данное соотношение не изменится.

Начиная с 2014 года, национальный оператор ДЗЗ РК, сможет оказывать услуги по предоставлению данных ДЗЗ вначале среднего, а затем и высокого разрешения.

Учитывая мнения экспертов отчета BISAM Central Asia, что наибольшим спросом в настоящее время пользуются данные высокого разрешения можно предположить, что львиная доля заказов будет приходиться именно на них. Отсюда можно сделать вывод, что на этапе до ввода в эксплуатацию спутника высокого разрешения (до 2014 года)  максимальная доля данных ДЗЗ с казахстанских КА может составлять 30% от общего объема рынка ДЗЗ, так как в эксплуатацию будет сдан только КА среднего разрешения. Учитывая производительность системы ДЗЗ среднего разрешения, а также тот факт, что Общество в 2014 году будет являться новым участником рынка ДЗЗ, максимальная доля Компании на казахстанском рынке снимков ДЗЗ среднего разрешения  только к концу 2014 года может составить около 50% от рынка снимков ДЗЗ среднего разрешения. Достижение этого показателя возможно при реальной поддержке государства и грамотной ценовой политикой компании.

С 2016 года планируется ввести в эксплуатацию радиолокационный спутник ДЗЗ высокого разрешения, что увеличит возможность удовлетворения потребностей в данных ДЗЗ на внутреннем рынке. При поддержке национального оператора ДЗЗ на уровне правительства Республики Казахстан, а также при условии оказания льгот для отечественных потребителей на рынке и политике повышения заинтересованности потенциальных потребителей, можно предположить, что доля данных с казахстанских КА ДЗЗ в общем количестве космических данных предоставляемых потребителям в Республике Казахстан в среднем может составить не менее 50%-60% от общей доли данных ДЗЗ РК.

При этом, данные необходимо будет корректировать как в 2012 году, так и в последующих годах после ввода в эксплуатацию КС ДЗЗ, исходя из возможностей изменения как экономики Республики Казахстан, так и рынка данных ДЗЗ, а также потребностей потенциальных потребителей данных ДЗЗ.

Расчет показателей по задачам

Показатели производительности КА и периодичности съемки соответствуют требованиям технической спецификации на КС ДЗЗ,  утвержденной межведомственной экспертной комиссией представлены в таблице 2.

Таблица 2

Производительность космического аппарата среднего разрешения  (в сутки, начиная с 2013 года)

1000 тыс. кв. км

Производительность космического аппарата высокого разрешения  (в сутки, начиная с 2014 года)

220 тыс. кв. км

периодичность съемки одного и того же объекта на территории Республики Казахстан

не менее 1 раза в 3 дня

 

Создание совместного предприятия по распространению снимков ДЗЗ планируется в 2014 году (после ввода в эксплуатацию КС ДЗЗ ) с учредителями в лице Компании, компании Spot Infoterra Group (Франция), а также                 АО «Казгеокосмос» и АО «НЦКИТ» (по согласованию).

 

3. Расчет ключевого показателя по цели «Создать конкурентоспособное на мировом рынке предприятие по проектированию и производству космических аппаратов (КА) различного назначения»

 

Срок создания сборочно-испытательного комплекса КА соответствует графику реализации проекта СбИК КА.

График услуг по проектированию и производству КА приведен в соответствии со стратегическим планом Казкосмоса и необходимостью восполнения космического сегмента КС ДЗЗ, KazSat и КА научно-технологического назначения (далее – КАНН) (таблица 3). При этом учитывалось, что срок активного существования КА ДЗЗ – 7 лет, КАНН – 5 лет, KazSat-3 и KazSat-4 – 15 лет.

Таблица 3

Наименование КА

ед.изм.

Сроки выполнения работ (годы)

1

2

3

4

1

KazSat-3

1 шт.

2010 2013

2

КАНН-1

1 шт.

2012 2015

3

KazSar -1 (КА ДЗЗ радиолокационный)

1 шт.

2013 2016

4

KazSat-4

1 шт.

2014 2017

5

КА ДЗЗ-3

1 шт.

2016 2019

6

КАНН-2

1 шт.

2017 2020

7

ДЗЗ-4

1 шт.

2018 2021

8

KazSar-2 (КА ДЗЗ радиолокационный)

1 шт.

2020 2023

 

4. Расчет ключевого показателя по цели «Создание реальных условий для постепенного вхождения РК в космодром "Байконур" путем участия предприятий Казахстана в коммерческом использовании                                   КРК РН "Днепр" и  РН "Зенит"»

 

Расчет ключевого показателя по количеству пусков РН с космодрома Байконур представлен в таблице 4.

Таблица 4

Примерный график пусковой программы «Днепр» и «Наземный старт» на период 2012 2020 годы с космодрома «Байконур»

Год

Количество пусков

РН «Днепр»

РН «Зенит»

Всего

2012 год

3

2

5

2013 год

2

2

4

2014 год

2

2

4

2015 год

2

2

4

2016 год

-

3

3

2017 год

-

3

3

2018 год

-

3

3

2019 год

-

3

3

2020 год

-

3

3

Итого:

9

23

32

 

Расчет показателей по задачам

1.Доли компании в уставном капитале управляющих компаний – операторов запусков РН "Днепр" и РН "Зенит" составят по 33% – равное долевое участие стран (Казахстан – Россия – Украина);

2. Схема работ по увеличению грузоподъемности РН «Зенит-ЗSLБ» в результате ее модернизации:

Этап 1. Проведение организационно-технических мероприятий без влияния на конструктивно-технологический облик РН.

Этап 2. Приращение по полезной нагрузке по результатам мероприятий по введению в состав разгонного блока ДМ-SLБ модернизированного маршевого двигателя 11Д58МФ.

Реализация 1-го и 2-го этапов обеспечат общее приращение по полезной нагрузке в размере Δ Gnr ~ 1500 кг.

Таким образом, полученные в результате модернизации новые энергетические характеристики РН «3eнит-3SLБ» обеспечат возможность выведения на геостационарные орбиты КА весом до 5,1 тонны по сравнению с текущими 3,6 тонн.

 

5. Расчет ключевого показателя по цели «Создать условия для внедрения передовых космических технологий с целью предоставления широкого спектра космических услуг в интересах Казахстана, конкурентоспособного на внешнем рынке»

 

1. Состав объектов научно-технологической, учебной базы космической отрасли включает в себя 3 объекта в соответствии с ТЭО «Сборочно-испытательный комплекс космических аппаратов в г. Астане» (Космический центр)[2] – Национальная лаборатория космических технологий, центр подготовки и переподготовки специалистов космической отрасли, Музей ракетно-космической техники.

2. Количество запущенных КА для проведения экспериментов – 1 КА научно-технологического назначения для отработки технологий проектирования, сборки и испытаний КА, проведения научных исследований ионосферы Земли, а также получение летной истории для технологической нагрузки (подсистемы собственной разработки).

3. В соответствии с «ТЭО на строительство «Сборочно-испытательный комплекс космических аппаратов в г. Астане» (Космический центр)»  в жилом комплексе в НКЦ предусмотрено 300 квартир.

Расчет показателей по задачам

Показатели соответствуют расчетам, приведенным в документе «ТЭО на строительство «Сборочно-испытательный комплекс космических аппаратов в   г. Астане» (Космический центр)» представлены в таблице 5.

 

 

 

Таблица 5.

Задачи:

Показатели:

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

Разработка ПСД с экспертизой по объектам Национального космического центра в г.Астана

% выполнения

 

 

100

 

 

Строительство комплекса зданий Национального космического центра в г.Астана

(% выполнения по объектам)

 

% выполнения строительных работ, в т.ч. по объектам:

 

 

23

76

100

Национальная лаборатория космических технологий

 

 

60

95

100

Административный комплекс, включая центр подготовки и переподготовки кадров

 

 

60

95

100

Гостиница на 50 номеров

 

 

 

64

100

Музей космонавтики с планетарием

 

 

 

64

100

Детский сад

 

 

 

62

100

Жилые дома со встроенными помещениями и крытым паркингом

 

 

63

98

100

Спортивно-оздоровительный комплекс

 

 

 

64

100

Торговый комплекс

 

 

 

63

100

 

Всего объектов обеспечивающей инфраструктуры НКЦ – 8. В таблице процент выполнения строительных работ указан с нарастающим итогом.

В 2013 году будет построено 23 % от общего количества объектов обеспечивающей инфраструктуры НКЦ, (60+60+63)/8 вычислено как среднеарифметическое от доли выполнения объектов обеспечивающей инфраструктуры НКЦ.

В 2014 году будет построено 76 %, (95+95+64+64+62+98+64+63)/8, вычислено аналогично вышеприведенному примеру.

В 2015 году планируется построить 100% объектов обеспечивающей инфраструктуры НКЦ.

 

6. Расчет ключевого показателя по цели «Обеспечить эффективность корпоративной системы управления для реализации высокотехнологичных проектов космической отрасли»

 

Оценка 6 или 5  присваивается компании, которая, по мнению Standard & Poor's, имеет средние процессы и практику корпоративного управления компании которым присвоен рейтинг этого уровня, имеют недостатки в некоторых основных областях корпоративного управления.

 

______________________



[1] ИКАО Международная организация гражданской авиации (ИКАО от англ. ICAO International Civil Aviation Organization) 

[2] утверждено приказом от 16.04.2010 г. № 155-ПИР Агентства Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства.