Утверждена

постановлением Правительства

Республики Казахстан

от « 30 » ноября 2010 года

№ 1277.

 

 

Стратегия

развития акционерного общества

«Национальная компания «Қазақстан Ғарыш Сапары»

на 2011 2020 годы 

 

 

Содержание

 

Введение

1. Анализ текущего состояния

1.1. Анализ внешней среды

1.1.1. Анализ внешней микросреды

1.1.2. Анализ внешней макросреды

1.2. Анализ внутренней среды

2. Миссия и видение

3. Стратегические направления деятельности, цели, ключевые показатели деятельности и ожидаемые результаты

3.1. Стратегические направления деятельности, цели, ключевые показатели деятельности

3.2. Ожидаемые результаты реализации стратегии

Приложение 1. Анализ внешней микросреды

Приложение 2. Цели, задачи и показатели стратегии

Приложение 3. Обоснование расчетов ключевых показателей по целям и задачам

 

 

Введение

 

Настоящая Стратегия развития акционерного общества «Национальная компания «Қазақстан Ғарыш Сапары» (далее – Стратегия) определяет его стратегические направления, цели и показатели результатов деятельности на ближайшие 10 лет.

Основанием для разработки Стратегии являются:

Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года[1]        (далее – Стратегический план   2020);

Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы[2]         (далее – ГПФИИР);

Стратегический план Национального космического агентства Республики Казахстан на 2010 – 2014 годы[3] (далее – Стратегический план Казкосмоса).

Акционерное общество «Национальная компания «Қазақстан Ғарыш Сапары» (далее – Компания) создано в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 марта 2005 года № 242 со стопроцентным участием государства в уставном капитале Компании. Право владения и пользования государственным пакетом акций осуществляется Национальным космическим агентством Республики Казахстан.

 

 

1 Анализ текущего состояния

 

1.1. Анализ внешней среды

 

1.1.1. Анализ внешней микросреды

 

В настоящее время Компания задействована в следующих сегментах мирового рынка космических услуг путем реализации соответствующих проектов:

1) производство космических аппаратов (далее – КА) – проект «Создание сборочно-испытательного комплекса космических аппаратов» (далее – проект СбИК КА);

2) пусковые услуги – проекты по участию в коммерческом использовании РН «Зенит» и РН «Днепр»;

3) услуги предоставления данных ДЗЗ – проект «Создание космической системы дистанционного зондирования Земли Республики Казахстан» (далее – проект КС ДЗЗ РК);

4) услуги спутниковой навигации – проект «Создание наземной инфраструктуры системы высокоточной спутниковой навигации Республики Казахстан» (далее – проект СВСН РК).

В результате анализа указанных сегментов рынка (Приложение 1) сделаны следующие выводы:

Производство космических аппаратов

Республика Казахстан развивает собственную космическую программу в весьма жестких условиях развития мировой космической деятельности:

1) во-первых, нарастающая конкуренция между ключевыми участниками космической деятельности (США, Европейское космическое агентство, Япония, КНР), которые занимают на рынке лидирующие позиции, проводят агрессивную маркетинговую политику и фактически поделили рынок между собой;

2) во-вторых, казахстанская программа развивается на фоне активного включения государств мирового сообщества, имеющих разный уровень экономико-индустриального развития, в космическую деятельность.

Успешное функционирование отечественного производства КА обеспечит возможность участия Казахстана в международных космических программах и кооперациях, что существенно повысит рейтинг страны.

Появляется возможность для самостоятельного освоения части государственного заказа на создание космической техники, которая при других вариантах организации космической деятельности в стране инвестируется в развитие зарубежных технологий и производств.

Одним из наиболее эффективных путей ускоренного вхождения в мировой рынок КА является кооперация в различной форме с ведущими участниками рынка, включая создание совместного предприятия (далее – СП) с ними. Кроме вхождения в рынок, это позволит распределить риски между участниками СП, повысить технологический уровень предприятия и высокий уровень целевой подготовки персонала, что позволит увеличить долю участия СП в жизненном цикле создания КА.

В Республике Казахстан проект СбИК КА реализуется с участием выбранного в 2009 году стратегического партнера – мирового лидера космической отрасли – компания EADS Astrium. В соответствии с планом реализации проекта СБИК КА Компанией и ее стратегическим партнером создано совместное казахстанско-французское предприятие «Ғалам» для создания и эксплуатации предприятий по производству, сборке и испытаниям КА в  Республике Казахстан. Также в проектировании и строительстве сборочно-испытательного комплекса КА (далее – СбИК КА) будут участвовать отечественные предприятия.

Создаваемый СбИК КА соответствует всем требованиям европейских стандартов, предъявляемым к сборочно-испытательным центрам и не имеет аналогов в СНГ.

Пусковые услуги

В Стратегическом плане Казкосмоса отмечается, что в настоящее время космодром «Байконур» предоставляет Казахстану уникальные конкурентные преимущества для участия в производимых с него запусках КА, усиления своих позиций в контроле и коммерческом использовании пусков с космодрома, участия в управлении коммерческими проектами и в технологических операциях подготовки и пусков этих ракета-носителей (далее – РН).

Участие Казахстана в коммерческом использовании РН «Зенит» и           РН «Днепр» позволит решить следующие задачи:

1) реальное участие  Республики Казахстан в управлении космодромом «Байконур», как влиятельного игрока сегмента пусковых услуг;

2) гарантийный запуск собственных КА;

3) трансферт современных космических технологий в области выведения КА на околоземную орбиту;

4) развитие отечественного научно-технического, промышленного потенциала, общий подъем научно-технологического и образовательного уровня отрасли;

5) интеграция в мировое космическое сообщество путем участия в различных международных проектах и кооперациях с использованием объектов инфраструктуры космодрома «Байконур»;

6) приобретение знаний, практического опыта и навыков в области подготовки, обслуживания и осуществления пусков РН, развитию собственной производственно-испытательной базы  Республики Казахстан.

Услуги предоставления данных дистанционного зондирования Земли

В настоящее время сегмент услуг предоставления данных дистанционного зондирования Земли (далее – ДЗЗ) мирового рынка характеризуется следующими тенденциями:

1) государственный сектор всех уровней продолжает оставаться основным покупателем данных ДЗЗ;

2) растет число космических систем ДЗЗ, в т.ч. появление КА ДЗЗ сверхвысокого разрешения нового поколения, радарных КА для всепогодной съемки;

3) расширяются области применения сверх многоспектральных съемок;

4) совершенствуются технологии всех этапов процесса предоставления данных ДЗЗ, в т.ч. широко используются сетевые, ГИС-технологии, возможности Интернета;

5) растет партнерство государства с частным сектором.

Уровень информатизации становится все более важным критерием оценки могущества и безопасности любого государства и важным средством выработки внутренней и внешней стратегии. Казахстанский рынок ДЗЗ крайне молод и не способен пока воспользоваться всеми возможностями ДЗЗ в силу отсутствия опыта, а также высоких цен на данные ДЗЗ.

Кроме того, при запуске спутника также нужно учитывать, что он вряд ли сможет удовлетворить все потребности страны. Опыт ряда стран показывает, что даже группировки спутников страны иногда не могут дать всю необходимую информацию. Именно поэтому на рынке данных ДЗЗ в любой развитой стране, сегодня в равной степени представлены данные как национальных, так и зарубежных систем ДЗЗ.

В настоящее время развитие внутренного рынка данных ДЗЗ сдерживается следующими факторами:

1) недостаточный уровень осведомленности о возможностях систем ДЗЗ;

2) недостаточная проработанность нормативной и методической основы для использования данных ДЗЗ в  Республике Казахстан;

3) отсутствие у государственных органов возможностей и современных средств для автоматизированной обработки космических снимков;

4) недостаточное количество специалистов, способных заниматься обработкой снимков ДЗЗ.

Создаваемая в Республике Казахстан космическая система дистанционного зондирования Земли (далее – КС ДЗЗ) будет иметь в своем составе 2 КА, характеристики которых соответствуют лучшим характеристикам аналогичных передовых КА ДЗЗ с оптической аппаратурой и позволят удовлетворить текущие потребности внутреннего рынка ДЗЗ.

Для обеспечения растущих потребностей экономики Казахстана рассматривается возможность дополнить состав КС ДЗЗ радарным КА, обеспечивающим высокоточную съемку независимо от метеоусловий и освещенности в районе расположения цели.

Таким образом, создание национальной системы ДЗЗ продиктовано объективной необходимостью решения актуальных задач социально-экономического развития страны с использованием наиболее эффективных средств космического мониторинга.

Услуги спутниковой навигации

Динамику развития навигационному рынку придает его ориентированность на конечного пользователя, доступность и растущий спрос. На развитие данного сегмента сильное влияние оказывают высокотехнологичные отрасли, непосредственно использующие навигационные услуги – производители портативных навигационных приборов, мобильная телефония, транспортные операторы и др.

Анализ развития систем высокоточной спутниковой навигации показал, что основной тенденцией является широкое распространение на территории стран Центральной и Восточной Европы, а также отдельных стран Азиатского региона спутниковых навигационных высокоточных систем, реализованных в соответствии со стандартами и рекомендациями EUPOS (European Position Determination System – Европейская система позиционирования).

Рынок навигационных услуг в Республике Казахстан неразвит. Реализация проекта СВСН РК является одним из этапов работ в развитии рынка навигационных услуг. Основным видом деятельности наземной инфраструктуры системы высокоточной спутниковой навигации (далее – НИСВСН РК) является предоставление качественных координатно-временных и навигационных услуг потребителям, сертификация и производство навигационного оборудования.

В настоящее время наблюдается активный рост мобильных устройств, имеющих в своем составе встроенные навигационные приемники (сотовые телефоны, радиостанции, коммуникаторы и т.д.). Однако точность определения координат таких устройств не удовлетворяет требованиям отдельных потребителей (геодезисты, картографы, строители и др.), что порождает спрос на более высокую точность определения координат. Решить данную задачу можно с помощью дифференциальной корректирующей поправки, предоставляемой НИСВСН РК.

Появление нового поколения навигационных космических аппаратов, увеличивающих точность определения координат, не приведет к существенному снижению использования услуг НИСВСН РК, которые обеспечивают целостную, надежную, гарантированную точность определения координат потребителям системы, т.к. НИСВСН РК уменьшает влияние внешних факторов, таких как состояние ионосферы, расположение активных КА глобальной навигационной спутниковой системы (далее ГНСС), погодные условия и пр.

 

1.1.2. Анализ внешней макросреды

 

На достижение стратегических целей Компании могут оказать влияние следующие факторы:

Политико-правовые факторы

Благоприятные политические условия, а также многовекторные международные отношения Республики Казахстан со странами мира обеспечивают основу для успешной реализации проектов Компании в сотрудничестве с ведущими зарубежными организациями.

Долгосрочные приоритеты политики государства определены в Стратегическом плане   2020 и ГПФИИР, в соответствии с которыми к концу 2014 года планируется завершить первый этап создания космической отрасли Казахстана.

Для достижения поставленной цели предусмотрены меры государственной ресурсной и финансовой поддержки реализации инвестиционных проектов ГПФИИР, в том числе проектов Компании – СбИК КА, КС ДЗЗ РК, СВСН РК, что окажет положительное влияние на достижение стратегических целей Компании.

В Казахстане имеется определенная законодательная база, позволяющая обеспечивать международную деятельность в космической сфере, в т.ч. вопросы космической деятельности, а также сотрудничества по комплексу «Байконур». Экспортные ограничения стран-производителей на трансферт технологий и поставку комплектующих КА и космической техники в Республике К являются серьезным препятствием для производства КА и продвижения на мировой рынок услуг Компании.

Важным фактором для обеспечения успешной реализации проектов Компании станет планируемое в 2010 году принятие следующих законодательных актов – Закон  Республики Казахстан «О космической деятельности», Правила получения и распространения данных дистанционного зондирования Земли, Правила создания и эксплуатации космических систем в Республике Казахстан, Правила организации и осуществления спутниковой навигационной деятельности, а также меры государственной поддержки по обеспечению регулирования в области распространения снимков ДЗЗ, применения спутниковой навигации.

Для реализации проектов КС ДЗЗ РК и СбИК КА Парламентом Республики Казахстан ратифицировано Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Французской Республики о порядке использования космического аппарата ДЗЗ высокого разрешения (1м) и условиях создания и функционирования СбИК КА (Закон Республики Казахстан от 15 июля 2010 года № 331-IV ЗРК).

Экономические факторы

В соответствии со Стратегическим планом   2020 планируется постепенное увеличение, начиная с 2010 года, темпов роста внутреннего валового продукта (далее – ВВП) и инвестиций в национальную экономику, что позволит проводить активную инвестиционную политику, направленную на формирование основ инновационной экономики, в которой доминирующая роль отводится приоритетным секторам «экономики будущего», в том числе и космической деятельности.

В соответствии с ГПФИИР одним из секторов развития «экономики будущего» обозначена космическая деятельность. Это является положительным фактором, так как создает уверенность в государственной поддержке осуществления космической деятельности.

Последовательные экономические преобразования позволяют надеяться на постепенное восстановление экономики Казахстана со всеми вытекающими последствиями, оказывающими положительное влияние на деятельность Компании, в случае отсутствия непредвиденных неблагоприятных событий на мировом финансовом рынке.

Природные и экологические факторы

Казахстан по запасам природных ресурсов одна из богатейших стран мира с сырьевой направленностью национальной экономики.

Суровые климатические условия и тяжелая экологическая обстановка в Республике Казахстан являются факторами, которые ведут к росту риска подверженности страны чрезвычайным ситуациям. Наиболее эффективным инструментом решения данного вопроса являются космические системы ДЗЗ и высокоточной навигации.

На сегодня в республике отсутствует целостная система мониторинга чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Космическая система ДЗЗ Республики Казахстан станет важнейшим элементом единой государственной системы мониторинга окружающей среды и природных ресурсов.

Социально-культурные факторы

Потенциальная емкость внутреннего рынка Казахстана вследствие низкой плотности населения (5,9 чел./кВ.км) и уровня прироста населения (0,3% в год) мала и не обеспечивает достаточного уровня прибыльности и скорого возврата инвестиций в создание производственных объектов космической отрасли.

В этой связи, для достижения приемлемых уровней прибыльности и реализации космических услуг и продукции Компании в достаточном объеме требуется выход на внешний рынок космических услуг.

Достаточно высокий общий образовательный уровень населения Казахстана, обучение казахстанцев на аэрокосмических специальностях по программе «Болашак», создание аэрокосмических специальностей в ведущих учебных заведениях республики могут позволить в течение ближайшего будущего создать кадровый потенциал для космической отрасли  Республики Казахстан.

В то же время отсутствие у отечественных высших учебных заведений (далее – ВУЗ) достаточного опыта, научно-технической базы для подготовки квалифицированных специалистов для космической отрасли является сдерживающим фактором в обеспечении Компании высокопрофессиональными специалистами.

Технико-технологические факторы

Устойчивое экономическое развитие и повышение конкурентоспособности развитых стран обеспечивается на базе эффективно функционирующих национальных инновационных систем с широким применением кластерных подходов при формировании его инфраструктурных элементов.

Доля новых инновационных решений и ноу-хау, воплощаемых в менеджменте, технологиях, оборудовании, квалификации кадров, в развитых странах обеспечивает 70-85% прироста внутреннего валового продукта (далее – ВВП).

В ГПФИИР, одним из главных принципов является поддержка кластерных инициатив в несырьевом секторе национальной экономики.

Растущий спрос процессов формирования и развития инновационной экономики на услуги информационных технологий – космических технологий ДЗЗ и высокоточной навигации, подтверждает будущую востребованность услуг Компании.

Анализ современных тенденций развития мировой космической деятельности также свидетельствует, что ведущие страны мира наращивают свой научный и производственный потенциал в космической сфере путем технологической и территориальной интеграции предприятий, работающих в различных сегментах мирового рынка космических услуг.

Такая интеграция осуществляется и функционирует, как правило, на базе кластерных подходов и принципов, направленных на инновационное развитие, как предприятия, так и отрасли. В Казахстане на сегодня отсутствуют как система реальной интеграции разработок смежных отраслей в космическое производство, так и инфраструктура эффективного трансферта достижений космических технологий в другие отрасли промышленности.

Для решения данной задачи прорабатывается вопрос о создании Национального космического центра в г.Астана (далее – НКЦ).

В Республике Казахстан до настоящего времени отсутствуют нормативные документы в области технического регулирования и метрологии, устанавливающие комплекс норм и требований, необходимых для реализации космических проектов современного уровня.

В связи с этим, необходима разработка государственных стандартов используемых в области космической деятельности.

Сегодня на мировом рынке конкурентоспособность предприятия достигается за счет сокращения времени выпуска производимой продукции. Все большее количество предприятий в мире переходит к стандартизированным концепциям управления производственными процессами в сочетании с инструментами автоматизации такими, как PLM[4]-технологии и электронная коммерция, которые позволяют существенно снизить временные и финансовые издержки производства и продвижения на рынок своих услуг.

 

1.2. Анализ внутренней среды

 

Производство

В рамках Плана развития Компании на 2009 – 2011 годы была сформулирована миссия Компании, определены ее стратегические цели и задачи, выработаны механизмы достижения ожидаемых результатов, составлен прогноз важнейших показателей развития в среднесрочном периоде. Определен перечень инвестиционных проектов Компании: СбИК КА, КС ДЗЗ РК,       СВСН РК, обеспечивающей инфраструктуры Национального космического центра в г. Астане. Также Компания в соответствии со Стратегическим планом Казкосмоса с 2010 года начала проработку вопроса о целесообразности участия в коммерческом использовании РН «Зенит» и РН «Днепр».

К июню 2010 года в производственной деятельности Компании получены следующие результаты:

1) на территории свободной экономической зоны (далее – СЭЗ) «Астана – новый город» создано СП «Ғалам» совместно с ведущим производителем космической техники, стратегическим партнером Компании – компанией    EADS Astrium;

2) специальное конструкторско-технологическое бюро космической техники (далее – СКТБ КТ) оснащено программно-аппаратным комплексом, достаточным для проведения проектных работ на начальных стадиях выполнения проектов создания космической техники;

3) разработано финансово-экономическое обоснование (далее – ФЭО), заключен контракт на общее эскизное проектирование на создание сборочно-испытательного комплекса космических аппаратов;

4) разработано ФЭО и заключен контракт на создание космической системы дистанционного зондирования Земли Республики Казахстан;

5) ведутся проектные работы по созданию системы высокоточной спутниковой навигации;

6) проведена реконструкция и обеспечена эксплуатация административного здания и одного жилого дома на космодроме «Байконур» (планировавшаяся реконструкция второго жилого дома признана нецелесообразной, в связи с чем этот дом законсервирован и относится к числу проблемных активов Компании);

7) проведены переговоры с ЗАО МКК «Космотрас» и                            ООО «Международные космические услуги» (далее – ООО МКУ) по выработке схемы участия Компании в коммерческом использовании РН «Зенит» и            РН «Днепр»;

8) проводятся предпроектные работы по созданию СбИК КА в г. Астана на выделенном городским акиматом земельном участке (30 га) на территории СЭЗ «Астана – новый город»;

9) заключено соглашение с Европейским космическим агентством об использовании стандартов ECSS[5], на базе которых Компанией разработан проект государственного стандарта в области космической деятельности и ряд стандартов организации по жизненному циклу и обеспечению гарантии качества продукции;

10) в рамках реализации проектов Компании предполагается трансферт технологий и обучение специалистов, в т.ч. это предусмотрено в подписанных контрактах по проектам КС ДЗЗ РК и СбИК КА;

11) Компанией в рамках работы технического комитета (далее – ТК) по стандартизации ТК 66 «Космическая деятельность» разработаны 15 проектов государственных стандартов на основе международных стандартов ИСО[6] в области космической деятельности.

Налажено сотрудничество с компаниями Европы, Японии, Китая, стран Организации Исламской Конференции для проработки вопросов реализации текущих проектов Компании и участия в международных проектах по производству КА и компонентов космической техники.

Применение концепции PLM позволит повысить эффективность проектирования и производства космических аппаратов, сократить временные и финансовые затраты на сопровождение этапов их жизненного цикла. С этой целью Компанией проводятся мероприятия по оснащению современными средствами автоматизированного проектирования и расчета, системой конструкторско-технологического документооборота и информационной системой управления проектами.

В целях эффективной реализации проектов и улучшения производственных процессов Компании внедряются современные технологии системы стратегического планирования, системы управления проектами, системы менеджмента качества (получен сертификат на соответствие               СТ РК ИСО 9001-2001[7]), системы управления финансами и рисками.

Сильной стороной Компании является наличие научно-технологического задела в СКТБ КТ для практической разработки технологий производства комплектующих космических систем.

В связи с начальным этапом становления космической отрасли в Казахстане слабыми сторонами Компании являются:

1) отсутствие практического опыта в реализации проектов создания космических систем;

2) отсутствие производственной базы для создания космических систем и наземных комплексов;

3) большая зависимость от иностранных поставщиков компонентов КА и космической техники;

4) несоответствующая мировой практике система корпоративного управления, в т.ч. недостаточные самомотивация персонала и эффективность делового взаимодействия, понимание важности вклада каждого в достижения Компании.

Финансовая подсистема

Финансирование проектов реализуемых Компанией осуществляется путем увеличения уставного капитала. Вся деятельность Компании с момента создания направлена на создание производственных объектов космической отрасли Казахстана.

Финансовые результаты деятельности Компании характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. В соответствии с финансовой отчетностью Компании за 2006 – 2009 годы, подтвержденной аудиторскими отчетами, финансовые результаты Компании за истекший период изменились с 182 054 тыс. тенге чистой прибыли в 2006 году до убытка в 465 543 тыс. тенге в 2009 году. Большая величина убытков была связана с обесценением активов Компании, созданных в рамках Государственной программы развития космической отрасли Республики Казахстан на 2005 – 2007 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 25 января 2005 года №1513.

Согласно финансовой отчетности с 2006 по 2009 годы произошло снижение рентабельности активов и собственного капитала, что связано с инвестированием средств Компании в создание производственных объектов, ввод в эксплуатацию которых планируется только с 2012 года. Необходимо учесть, что проекты реализуемые в космической отрасли являются долгосрочными, технически сложными и капиталоемкими.

Рентабельность активов снизилась с 6,48% в 2006 году до минус 2,78% в 2009 году (рентабельность активов в 2007 году составила минус 0,09%, в      2008 году – минус 4,16%), рентабельность собственного капитала снизилась с 11,0% в 2006 году до минус 2,79 % в 2009 году.

Слабой стороной деятельности Компании является высокая зависимость от республиканского бюджета в части финансирования проектов, а именно необходимость ежегодного переподтверждения финансирования проектов Компании из республиканского бюджета. Кроме того, наличие непрофильных и проблемных активов на балансе Компании является фактором, отрицательно влияющим на ее финансовое состояние.

Организационная структура

Компания в 2010 году начала практическую реализацию нескольких долгосрочных и высокотехнологичных проектов, что вызвало увеличение нагрузки на высшее руководство Компании в части принятия оперативных решений одновременно по разным проектам, и создавало риск недостаточного контроля за стратегическим управлением и операционной деятельностью Компании. В целях усиления контроля и координации за реализацией проектов, внедрена линейно-штабная организационная cтpyктypa с элементами матричной структуры. В качестве штабного пoдpaздeлeния сформирован Проектный офис, который выполняет функции плaниpoвaния, мониторинга, кoopдинaции и aнaлизa процессов реализации всех проектов Компании. Для сохранения гибкости реагирования на изменения внешней среды сохранены элементы матричной структуры. Матричная структура реализована в виде команд проектов, состоящих из работников разных функциональных подразделений.

Кадровое обеспечение

Одной из актуальных проблем в деятельности Компании является обеспечение структурных подразделений профессионально подготовленными специалистами, имеющими профильное базовое образование и практические навыки по проектированию, созданию и эксплуатации космических систем и комплексов.

Для решения поставленной задачи в Компании разработана и утверждена Кадровая политика, включающая систему оценки, мотивации, профессионального обучения и развития персонала в соответствии со стратегическими целями Компании. Проводится работа по привлечению и закреплению в Компании лучших специалистов.

В целях дальнейшего обеспечения Компании высококвалифицированными специалистами прорабатываются вопросы целевой подготовки их в ряде зарубежных вузов аэрокосмического профиля и в рамках Международной президентской программы «Болашак». Также предусмотрено обучение специалистов на производственных площадях стратегического партнера в процессе реализации проектов КС ДЗЗ РК и     СбИК КА.

Сильной стороной Компании является профессиональный топ-менеджмент. Высокий образовательный уровень и опыт работы в производственной и научной сфере, в т.ч. космической деятельности, руководства Компании обеспечивает высокий профессионализм и компетентность управленцев.

Результаты анализа внутренней и внешней среды

Результаты анализа внутренней и внешней среды позволили выделить сильные и слабые стороны Компании, а также угрозы и возможности, которые приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Сильные стороны

Слабые стороны

Государственная поддержка проектов Компании.

Отсутствие практического опыта в реализации проектов создания космических систем.

Стратегическое партнерство мирового лидера в космической сфере – компании EADS Astrium.

Необходимость ежегодного переподтверждения финансирования проектов Компании из республиканского бюджета.

Профессиональный топ-менеджмент.

Несоответствующая мировой практике система корпоративного управления.

Наличие научно-технологического задела для практической разработки технологий производства комплектующих космических систем.

Отсутствие производственной базы для создания космических систем и наземных комплексов.

 

Наличие непрофильных и проблемных активов на балансе Компании

Возможности

Угрозы

Возможности выхода на внешний рынок услуг по распространению данных ДЗЗ, привлечений заказов на производство, сборку и испытания КА, их компонентов и космической техники.

Увеличение барьеров (конкуренция новых игроков, экспортные ограничения и др.) для выхода на зарубежные рынки по производству КА и компонентов космической техники

Возможность получения государственного заказа по производству КА, их компонентов и космической техники в  Республике Казахстан, на предоставление услуг по распространению данных ДЗЗ и навигационных услуг в  Республике Казахстан.

Высокий уровень конкуренции со стороны российских компаний на рынке Казахстана по распространению данных ДЗЗ в результате создания единого таможенного союза.

Возможность привлечения высококвалифицированных выпускников программы «Болашак», создаваемых аэрокосмических специальностей в казахстанских ВУЗах и филиалах российских ВУЗов в  Республике Казахстан.

Неконкурентоспособность данных КС ДЗЗ на внешнем рынке услуг по распространению данных ДЗЗ из-за появления новых КА ДЗЗ предоставляющих более качественные и дешевые снимки ДЗЗ.

Создание конкурентоспособных предприятий по производству КА, создание научно-технологической базы космической отрасли, трансферт технологий и обучение специалистов в рамках реализации проектов.

Уменьшение запусков РН с космодрома «Байконур».

Развитие в  Республике Казахстан программного обеспечения для рынка навигационных услуг, предоставления услуг ДЗЗ, ГИС-технологий.

Несоответствие уровня подготовки выпускников казахстанских ВУЗов требованиям космической отрасли.

Создание законодательной и нормативной базы для развития рынка услуг ДЗЗ и навигационных услуг в  Республике Казахстан, интеграция в единую систему космического мониторинга окружающей среды.

Невозможность трансферта технологий по ракетно-космической технике и соответственно угроза развитию космодрома «Байконур» из-за неприсоединения к Режиму контроля ракетных технологий.

Участие в развитии космодрома «Байконур».

 

 

Анализ внешней и внутренней среды позволил выделить следующие основные риски для достижения целей Компании:

1. Коммерческие риски, связанные с риском невостребованности услуг Компании по причине:

1) неэффективности государственных мер по развитию в  Республике Казахстан рынка услуг по предоставлению данных ДЗЗ, навигационных услуг, отсутствия государственного заказа на сборку и испытания КА;

2) увеличения стоимости проектов, изменения мировой конъюнктуры цен на оборудование и услуги, внедрения новых технологий, а также влияния кризиса на экономику  Республики Казахстан;

3) отсутствия положительного имиджа и рейтингов у Компании на мировом рынке по производству компонентов, сборке и испытаний КА, а также на рынке  Республики Казахстан по испытаниям образцов некосмического (смежных областей техники) оборудования, машин и механизмов.

2.Финансовые риски, связанные со снижением финансовой устойчивости Компании, валютным и инфляционным рисками.

3. Управленческие риски, в т.ч. связанные с репутационным риском и риском утечки высококвалифицированных кадров из-за отсутствия привлекательных социальных условий.

Для эффективного реагирования на риски в Компании внедряется система управления рисками, а также запланированы мероприятия по повышению уровня осведомленности потенциальных потребителей в  Республике Казахстан о возможностях   КС ДЗЗ и НИСВСН РК, по лоббированию принятия нормативно-правовых актов, направленных на развитие в  Республике Казахстан рынка услуг ДЗЗ и навигационных услуг, меры по страхованию рисков, созданию резервных фондов, привлечению высококвалифицированных независимых экспертов, обеспечению привлекательных социальных условий для персонала Компании и др.

 

 

2. Миссия и видение

 

Миссия: Внедрять конкурентоспособные космические технологии в интересах Казахстана.

Видение – к 2020 году высокотехнологичная, динамично развивающаяся Компания (включая ее дочерние и зависимые организации) способная самостоятельно проектировать, создавать и эксплуатировать конкурентоспособные космические системы и предоставлять качественные услуги, востребованные на региональном и мировом рынках.

Компания в качестве управляющей организации обеспечивает привлечение заказов и распределение их по ее дочерним и зависимым организациям (далее – ДЗО), созданным по продуктовым направлениям и функциям:

1) проектирование космических аппаратов и компонентов космической техники, сборка и испытание космических аппаратов и компонентов космической техники;

2) эксплуатация наземной инфраструктуры и предоставление конкурентоспособных на мировом и региональном рынке услуг по распространению данных ДЗЗ;

3) эксплуатация наземной инфраструктуры системы высокоточной спутниковой навигации, предоставление навигационных услуг, услуг по оценке соответствия спутниковой навигационной аппаратуры, производство навигационного оборудования;

4) предоставление услуг компьютерного инжиниринга, электронных продаж;

5) обеспечение эксплуатации объектов НКЦ.

Для повышения конкурентоспособности Компании и ее ДЗО будут разработаны государственные стандарты и стандарты организации в области космической деятельности, внедрены современные технологии корпоративного управления.

ДЗО Компании пополнят число инновационно-активных предприятий  Республики Казахстан. Таким образом, Компания реализует цель по диверсификации экономики путем увеличения доли таких предприятий в соответствии со Стратегическим планом – 2020.

 

 

3. Стратегические направления деятельности, цели, ключевые

показатели деятельности и ожидаемые результаты

 

В Стратегическом плане Казкосмоса определены основные направления формирования полноценной космической отрасли в Республике Казахстан.

Стратегические направления Компании соответствуют стратегическим направлениям, указанным в Стратегическом плане Казкосмоса, а также установлено дополнительное направление для совершенствования корпоративного управления Компании.

 

 

 

 

3.1. Стратегические направления деятельности, цели,

ключевые показатели деятельности

 

Стратегические направления Компании:

1.     Создание целевых космических систем, технологий и их использование.

2.     Развитие комплекса «Байконур» и средств производства космических аппаратов.

3.     Институциональное обеспечение космической деятельности.

4.     Совершенствование системы корпоративного управления.

 

Создание целевых космических систем, технологий и их использование

В рамках данного направления обозначены две цели, согласованные с целями и задачами проектов Компании КС ДЗЗ РК и СВСН РК:

1) Независимое получение Республикой Казахстан оперативной мониторинговой информации и данных КС ДЗЗ для отраслей экономики, а также обеспечение национальной безопасности

Для достижения этой цели Компания реализует проект КС ДЗЗ РК.

Для обеспечения космическими снимками различных отраслей экономики возможно расширение КС ДЗЗ путем добавления радиолокационного КА. Обновление КА ДЗЗ должно быть не позже срока их активного существования, т.е. через 7 лет. Обеспечение эффективного продвижения на рынок услуг Компании предполагается с использованием гео-порталов и механизмов электронной коммерции. Предоставление услуг Компании по обработке данных ДЗЗ будет осуществляться с применением новейших высокопроизводительных технологий (Pixel Factory и др.), передаваемых стратегическим партнером в рамках трансферта технологий и обучения специалистов Компании.

2) Формирование условий гарантированного получения качественных координатно-временных и навигационных услуг потребителями информации глобальной навигационной спутниковой системы на территории Республики Казахстан.

Весь комплекс задач, направленных на достижение этой цели, будет выполнен в рамках проекта СВСН РК.

Компания является представителем  Республики Казахстан в организации EUPOS[8] и при реализации проекта СВСН РК будет ориентироваться на стандарты и требования данной организации. В перспективе в 2013 – 2020 годы возможно разворачивание широкозонной системы по аналогии систем WAAS, EGNOS, которые используются для предоставления корректирующей информации метровой точности на всей территории страны. В схему            НИСВСН РК заложено использование проверенного международным опытом варианта построения системы на базе стабильной, точной системы референцных станций в рамках ГНСС на территории Республики Казахстан.

Наиболее эффективное применение услуг НИСВСН РК ожидается в таких отраслях как: картография и геодезия, автомобильный и железнодорожный транспорт, строительство, морской и речной флот, информационно-навигационные системы военного и специального назначения, социально-значимые службы и др.

Развитие комплекса «Байконур» и средств производства космических аппаратов

В рамках этого направления ставятся следующие две цели:

1) Создание и развитие средств выведения космических аппаратов.

После проработки вопроса об экономической целесообразности участия  Республики Казахстан в коммерческом использовании РН «Днепр» и РН «Зенит» будет рассматриваться вопрос о вхождении Компании в число акционеров управляющих компаний – операторов запусков РН «Днепр» и РН «Зенит». Это позволит усилить свои позиции в контроле и коммерческом использовании космодрома «Байконур» и создать реальные условия для перехода космодрома «Байконур» Казахстану. Кроме того, для развития космодрома «Байконур» прорабатывается вопрос об участии в модернизации РН «Зенит», создании технического комплекса для подготовки КА и их интеграции с космическими головными частями ракет-носителей различного назначения (далее – ТК КГЧ РН) непосредственно перед запуском в космическое пространство на ракетах-носителях «Днепр», «Зенит», «Байтерек» на космодроме Байконур.

При участии в коммерческих запусках РН «Днепр» и РН «Зенит» предусматривается возможность кластерного запуска, предоставления резервных РН на период подготовки к пуску основной ракеты, а также высокая надежность запуска, подтвержденная предыдущей статистикой запусков данных РН.

2) Создание комплекса по проектированию и производству космических аппаратов.

Данная цель будет полностью реализована в рамках проекта Компании СбИК КА.

Проектирование и последующее создание СбИК КА, в составе сборочно-испытательного комплекса и конструкторско-лабораторного комплекса для СКТБ КТ, при непосредственном участии и ответственности EADS Astrium, в полном соответствии с требованиями европейских и отечественных стандартов позволит сертифицировать СбИК КА на международном уровне. Подготовленные кадры проектировщиков и испытателей, прошедшие обучение и стажировку на реальных проектах и испытаниях КА также будут сертифицированы европейскими учебными центрами.

На начальном этапе определяющим видом продукции СбИК КА будет разработка, сборка и испытание отечественных КА. Возможно также предоставление услуг на базе оборудования и участков СбИК КА по проведению испытаний не только КА, а также машин и механизмов, различного оборудования и приборов «некосмического» назначения.

Кроме того, производственные возможности СбИК КА могут быть привлечены для обслуживания заказов стратегического партнера по СП. В перспективе СбИК КА может участвовать в международных проектах, программах.

Заказы на производство компонентов КА и космических систем на коммерческой основе могут обеспечить выпуск экспортной продукции, однако более существенный эффект на рост экспортного потенциала страны окажет общий подъем научно-технологического и образовательного уровня в результате широкого использования космических технологий в других отраслях экономики.

Институциональное обеспечение космической деятельности

В рамках этого направления поставлена цель «Стимулирование деятельности организаций осуществляющих космическую деятельность».

1) Для достижения этой цели прорабатывается вопрос о реализации проекта Компании «Строительство обеспечивающей инфраструктуры Национального космического центра в г.Астана». На сегодняшний день Компанией разработано технико-экономическое обоснование (далее – ТЭО) «Сборочно-испытательный комплекс космических аппаратов в г. Астане» (Космический центр), которое утверждено 16 апреля 2010 года приказом          № 155-ПИР Агентства Республики Казахстан по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства.

Перечень объектов Национального космического центра в г.Астана запланирован в соответствии вышеуказанным ТЭО и состоит из следующих объектов:

производственные объекты, состоящие из предприятий:

а.      по проектированию космических систем и комплексов на базе        СКТБ КТ;

б.     по производству космических аппаратов на базе СбИК КА;

в.     наземный сегмент космической системы дистанционного зондирования Земли  Республики Казахстан;

г.      центр дифференциальной коррекции и мониторинга наземной инфраструктуры системы высокоточной спутниковой навигации.

обеспечивающая инфраструктура в составе национальной лаборатории космических технологий (за счет возможного привлечения бюджетных инвестиций), а также объектов административного и социально-культурного назначения (за счет привлечения внебюджетных инвестиций) в следующем составе:

а.      административный комплекс, включая центр подготовки и переподготовки кадров;

б.     музей космонавтики с планетарием;

в.     объекты социально-культурного назначения (жилой комплекс, спортивный комплекс, гостиница на 50 номеров, торговый комплекс, детский сад).

Интеграция (территориальная и технологическая) производственных объектов СбИК КА, КС ДЗЗ и НИСВСН РК, а также СКТБ КТ является важной особенностью НКЦ. Вхождение в состав НКЦ объектов научно-образовательного характера и остальной обеспечивающей инфраструктуры позволит создать полный взаимоувязанный комплекс по реализации космических проектов и формированию квалифицированного кадрового состава космической отрасли, создаст предпосылки для развития ее научно-технологической базы.

В целом НКЦ будет представлять собой кластерную систему локализованных на одной территории хозяйствующих субъектов – производственных и проектных предприятий, научно-образовательных центров, учреждений социально-культурного назначения и других организаций, которые взаимодополняя и взаимоусиливая друг друга будут способствовать эффективной работе НКЦ.

Ключевыми элементами научно-технологической базы станут СКТБ КТ, Национальная лаборатория космических технологий (создаваемая для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР), разработки инновационных технологий в сфере космической деятельности), центр подготовки и переподготовки кадров для космической отрасли.

2) Для развития отечественного производства КА и их компонентов необходима отработка технологий разработки и производства отдельных элементов полезной нагрузки и космических аппаратов, проектирования, сборки и испытаний КА (подсистемы собственной разработки).

Для осуществления этих задач прорабатывается вопрос создания космической системы научно-технологического назначения (далее – КС НТН). Проектирование КС НТН будет осуществляться силами казахстанских инженеров-конструкторов и ученых, в т.ч. специалистов СКТБ КТ.

Будут продолжены сотрудничества с европейскими компаниями, компаниями стран Юго-восточной Азии для продвижения услуг компании, участия в международных проектах, создания стратегических альянсов, в т.ч. по производству КА и компонентов космической техники.

3) В результате оснащения СКТБ КТ необходимыми средствами          PLM-технологий, появится возможность обеспечить нужды космической отрасли, а также предоставлять дополнительные платные услуги компьютерного инжиниринга. Для этого прорабатывается вопрос о создании Центра предоставления услуг компьютерного инжиниринга. На первом этапе данный Центр компьютерного инжиниринга будет создан в виде виртуальной проектной организации, предоставляющей услуги компьютерного инжиниринга.

На базе центра может быть основан республиканский банк знаний в сфере высоких технологий. Создаваемый центр будет способен удовлетворить внутриреспубликанские потребности в услугах компьютерного инжиниринга и обучения кадров по данному направлению.

Для обеспечения продвижения услуг предприятий космической отрасли предполагается использование современных подходов электронной коммерции и прорабатывается вопрос о создании центра электронных продаж услуг космической отрасли.

4) Для эффективной реализации проектов Компании планируется разработка и гармонизация проектов государственных стандартов на основе международных, региональных (европейских) и национальных стандартов Российской Федерации и Украины в области космической деятельности.

Вступление Компании в состав Консультативного комитета по космическим информационным системам (далее – CCSDS) позволит использовать стандарты CCSDS в космической деятельности Республики Казахстан.

В рамках технического комитета ТК 66 «Космическая деятельность» будет продолжено сотрудничество с международным техническим комитетом ИСО/ТК 20 «Авиация и космические аппараты» для участия в международной стандартизации в области космической деятельности.

Совершенствование системы корпоративного управления Компании

Актуальность совершенствования системы корпоративного управления Компании продиктована необходимостью эффективного управления и развития ДЗО, создаваемых для продвижения услуг Компании на региональный и мировой рынок.

Внедрение интегрированной системы менеджмента (системы менеджмента качества, системы экологического менеджмента, системы охраны здоровья и обеспечения безопасности труда, элементы системы социальной ответственности), системы управления рисками, управления результативностью и эффективностью, совершенствование системы управления персоналом будет содействовать устранению или смягчению коммерческих рисков, связанных с риском невостребованности услуг Компании, а также позволит более эффективно управлять финансовыми и управленческими рисками.

Получение рейтинга корпоративного управления будет содействовать получению положительного имиджа и рейтингов у Компании для продвижения услуг Компании на мировой рынок. В связи с этим получение рейтинга по корпоративному управлению Компании планируется к 2018 году после наработки соответствующего опыта по предоставлению услуг введенных в эксплуатацию производственных объектов СбИК КА, КС ДЗЗ, НИСВСН РК.

 

Стратегические цели и ключевые показатели

Стратегические цели, задачи и ключевые показатели для реализации этих целей приведены в Приложении 2, обоснование расчетов ключевых показателей в Приложении 3.

При этом финансово-экономические показатели будут расчитаны на пятилетний период и приведены соответственно в планах развития Компании на 2011 2015 и 2016 2020 годы, в том числе и показатели по обеспечению роста валовой добавленной стоимости и экспорта, указанные в ГПФИИР в разделе «Космическая деятельность».

 

3.2. Ожидаемые результаты реализации стратегии

 

К 2020 году будут достигнуты следующие ожидаемые результаты в результате реализации следующих направлений:

1.Создание целевых космических систем, технологий и их использование:

1) Будут созданы и введены в эксплуатацию:

а.      наземная инфраструктура системы высокоточной спутниковой навигации, лаборатория по оценке соответствия аппаратуры спутниковой навигации, опытное производство навигационного оборудования;

б.     КС ДЗЗ, обеспечивающая сбор, обработку и распространение данных ДЗЗ в интересах отраслей экономики, национальной безопасности и обороны  Республики Казахстан.

2) Будет осуществлен трансферт технологий и подготовленный штат специалистов по эксплуатации НИСВСН РК и КС ДЗЗ, а также в области проектирования космических аппаратов.

3) КС ДЗЗ будет интегрирована в единую систему мониторинга окружающей среды и природных ресурсов для обеспечения управления состоянием окружающей среды, природных ресурсов и экологической безопасностью.

4) Будет создана информационная основа для развития высокотехнологичных отраслей экономики.

2. Развитие комплекса «Байконур» и средств производства космических аппаратов:

1) Будут созданы и введены в эксплуатацию в г.Астана:

а.      конструкторское бюро, обеспечивающее проведение всех проектно-конструкторских работ для производства КА;

б.     сборочно-испытательный комплекс, обеспечивающий замкнутый цикл работ по сборке и испытанию космических аппаратов;

в.     производственные участки для изготовления отдельных компонентов космических аппаратов.

2) Будут созданы условия для оказания услуг «некосмического» профиля для отечественных и зарубежных производителей электронного оборудования и приборов, антенных устройств, механизмов и машин, продукция которых могут проходить испытание по специфике и возможностям испытательного оборудования СбИК КА.

3) Казахстан станет полноправным игроком мирового рынка пусковых услуг и обеспечит гарантированные запуски своих КА, создаваемых в СбИК КА Республики Казахстан.

4) Будет осуществлен трансферт современных космических технологий в сфере пусковых услуг, обучены казахстанские специалисты по предстартовой подготовке КА и космических головных частей РН на технических и стартовых комплексах космодрома «Байконур». Будет осуществлен трансферт современных космических технологий в сфере пусковых услуг, обучены казахстанские специалисты по предстартовой подготовке КА и космических головных частей РН на технических и стартовых комплексах космодрома «Байконур».

5) Будут получены доходы от участия в коммерческих пусках РН «Зенит» и РН «Днепр».

3. Институциональное обеспечение космической деятельности:

В результате достижения намеченных целей по созданию обеспечивающей инфраструктуры НКЦ будут:

1) Осуществлен трансферт передовых космических технологий и создан производственный комплекс в составе СбИК КА, СКТБ КТ, наземного целевого комплекса и центра управления полетами КА.

2) Обеспечены условия для предоставления космических услуг на базе наземного целевого комплекса, выставочного комплекса и офисных помещений административного здания.

3) Создана обеспечивающая инфраструктура космической отрасли в составе:

а.      административного здания (офисные помещения для предприятий и организаций космической отрасли, интегрированный с производственным процессом центр подготовки и переподготовки кадров космической отрасли);

б.     гостиничного и жилого комплексов для казахстанских и иностранных специалистов.

4) Реализованы в  Республике Казахстан национальные и международные космические проекты и продукция и услуги НКЦ в интересах Казахстана.

4. Совершенствование системы корпоративного управления:

Будет внедрена в Компании и созданных ДЗО корпоративная культура, нацеленная на результат путем внедрения интегрированной системы менеджмента (системы менеджмента качества, системы экологического менеджмента, системы охраны здоровья и обеспечения безопасности труда, системы социальной ответственности), системы управления рисками, управления результативностью и эффективностью, совершенствования системы управления персоналом, оптимизации активов Компании. Будет получен рейтинг корпоративного управления – «5», соответствующий среднему уровню согласно требованиям методики Standard & Poors.

Выбор альтернативных стратегий

В качестве механизма реализации Стратегии развития рассматривались три возможных варианта сценария развития Компании:

1) инерционный путь развития;

2) инновационное развитие через трансферт технологий и инноваций и знаний в сфере космической деятельности;

3) развитие через создание стратегических альянсов с известными в мире брендами в сфере космической индустрии.

Первый путь предполагает достижение поставленных целей Компании через концентрацию ресурсов и усилий на реализацию только основных проектов Компании, самостоятельно осваивая дорогостоящие и сложные технологии зарубежных брендов без тесной технологической интеграции с основными игроками мирового рынка космических услуг.

Учитывая существующий научно-технологический разрыв между развитыми странами и Казахстаном в этой сфере, данный сценарий развития представляется не приемлемым.

Второй путь предусматривает проведение агрессивной политики трансферта самых современных технологий в сфере космической деятельности и последующего их освоения для решения задач отраслей экономики. Однако такой сценарий связан с трудностями выхода на внешний рынок, т.к. Компания не имеет рейтингов и практического опыта создания космических систем.

Третий путь предусматривает развитие через создание альянса с известными в мире брендами для совместной реализации крупных проектов.

Стратегическим партнером Компании по проектам КС ДЗЗ РК и         СбИК КА выбрана компания EADS Astrium (Франция) – один из мировых лидеров на мировом рынке космических услуг. В качестве стратегического партнера по реализации данных ДЗЗ также рассматриваются французская компания Spot Infoterra Groupe и ряд организаций космической отрасли Казахстана.

Такая форма сотрудничества будет способствовать:

1) успешной реализации основных проектов Компании снижению рисков Компании через распределение их между участниками соответствующих альянсов;

2) заимствованию Компанией международного опыта, современных технологий и знаний в области космической деятельности;

3) более быстрому вхождению Компании на мировой рынок в сотрудничестве с известными брендами.

Таким образом, наиболее приемлемым путем развития Компании является создание совместных предприятий и стратегических альянсов.

Базовой бизнес-стратегией Компании будет создание совместных предприятий и стратегических альянсов с зарубежными компаниями и отечественными организациями и предприятиями, в т.ч. с EADS Astrium,      Spot Infoterra Groupe, АО «НЦКИТ», РГКП «Астанатопография»,                              АО «Казгеокосмос» и др.

Реализация ключевых проектов Компании будет осуществляться совместно с компанией EADS Astrium – всемирно известным брендом.

Финансовая стратегия Компании предусматривает финансирование проектов за счет государственного бюджета и привлечение частных инвестиций партнеров, а также кредиты международных и казахстанских финансовых организаций. При этом объемы финансирования из республиканского бюджета проектов Компании будут рассматриваться в установленном порядке после оценки их экономической целесообразности.

Реализация проектов Компании повысит инвестиционную привлекательность экономики Республики Казахстан, позволит выйти государству на новые международные рынки, расширит международное сотрудничество, позволит подготовить специалистов в области проектирования, сборки и испытаний КА, обработки данных ДЗЗ, спутниковой навигации и увеличить научно-технический потенциал в этой области.

 

Заключение

Для реализации Стратегии развития Компании будут разработаны пятилетние планы развития Компании, где будет определены основные цели и задачи Компании на пятилетний период, в т.ч. цели, задачи, показатели результатов и основные консолидированные показатели финансово-хозяйственной деятельности, включая инвестиции, доходы, расходы, займы, дивиденды и другие сведения.

 

______________________



[1] утвержден Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922

[2] утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 958

[3] утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 3 марта 2010 года №170

[4]Product Lifecycle Management (PLM) менеджмент жизненного цикла изделия.

[5] ECSS- Европейская кооперация по космической стандартизации

[6] ИСО - Международная организация по стандартизации, (ИСО от англ. International Organization for Standardization, ISO)

[7] СТ РК ИСО 9004-2001 – стандарты РК «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности»

[8] EUPOS – международная организация сотрудничества стран Центральной и Восточной Европы, задачами которой являются координация формирования технических требований, осуществление стандартизации программно-технических средств, средств связи, обменных форматов данных, оказание консультационной помощи и профессиональной подготовки специалистов странам-участницам на стадии проектирования и эксплуатации проектов.